Исследовательская работа

Конструкты КОЛЛЕКТИВИЗМ - ИНДИВИДУАЛИЗМ (И/К)  в современном обществе.

 

Оглавление

I Введение

II Теоретическая часть. Содержание.

  1. Конструкт индивидуализм/коллективизм.
  2. Понятия: горизонтальный и вертикальный
  3. Признаки коллективистской культуры.
  4. Признаки индивидуалистической культуры.
  5. Отрицательные стороны данных культур.

III . Исследовательская работа практического характера.

IV. Заключение.

I Введение.

     Н. А. Бердяев, Л. Н. Гумилев, И. А. Ильин, К. Н. Леонтьев, А. С. Хомяков утверждали, что русский народ имеет коллективистские, общинные традиции и практически не изменил их за последние столетия. Однако современные психологические исследования показывают, что в конце XX и начале  ХХI в. со сменой экономического и политического строя происходит трансформация менталитета россиян. В своей работе мы рассматриваем один из конструктов кросс-культурной психологии ИНДИВИДУАЛИЗМ/КОЛЛЕКТИВИЗМ, введённый Триандисом, и делаем  выводы  по его изменению в сельской местности.

Современный тип культуры характеризуется достаточно быстрыми изменениями, происходящими в процессе беспрерывной модернизации. Меняется общество, меняется человек и его поведение в социуме. Изменяется культура общества.   «В современной психологии нет более захватывающей темы, чем культура, и ни­какая другая тема не несет в себе такого потенциала для глубокой переоценки практически всего, что, по нашему мнению, нам известно о людях», - считает А.С. Кармин  (Дэвид Мацумото  «Психология и культура», стр. 14).

Значение культуры для всестороннего понимания поведения человека больше не оспаривается современной психологией или какой-либо иной областью науки, которая изучает поведение человека. Культура является основой и одновременно результатом поведения человека, она определяет линию его поведения, ограничивая  опре­деленными рамками.  Все мы в определённых условиях можем вести себя как коллективисты или индивидуалисты. Отсюда цель нашей работы: определить наличие конструкта индивидуализм/коллективизм в современном обществе.  Будущее России коллективистское или индивидуалистическое? Актуальность своей работы мы видим в том, что происходящие в обществе процессы не всегда нам понятны, и будущее вызывает опасения, настороженность. Нам бы хотелось внести ясность в эту сторону жизни и внушить веру в великую Россию.

Цельопределить наличие конструкта И/К  в современном обществе

Задачи: 1.анализ содержания понятия «коллективизм/ индивидуализм», 2.выделение характерных для его описания признаков, 3.исследование его различий у представителей молодежи  и взрослых села России.

Проблема: Принято считать, что русский народ имеет коллективистские, общинные традиции . За последнее десятилетие менталитет россиян  изменился.

Гипотеза: со сменой экономического и политического строя происходит трансформация менталитета россиян в сторону роста индивидуализма.

Область исследования: психология культуры

Объект исследования: поведение людей в социуме

Предмет исследования: конструкт - ИК

II Теория.  

 

1.     Конструкт индивидуализм/коллективизм (И/К)

И/К выделяется теоретиками разных дисциплин как главное измерение культур. Индивидуалистической может быть названа культу­ра, в которой индивидуальные цели ее членов не менее (если не более) важны, чем групповые. Коллективистская культура, наоборот, характеризуется тем, что в ней групповые цели превалируют над индивидуальными.

Конструкт коллективизм/индивидуализм был отнесен Г. Триандисом к культурным синдромам, которые он понимал как «общепринятую систему убеждений, установок, Я-определений, норм, ролей и ценностей, объединенных какой-либо темой»

Гарри Триандис утверждает: «Нет конструктов, которые оказали бы на современную кросс-культурную пси­хологию большее влияние, чем индивидуализм и коллективизм (И/К). Изучаю­щие культуру использовали данный конструкт, чтобы понять, объяснить и пред­сказать черты культурного сходства и различия в разнообразных проявлениях поведения человека. ИК––привлек к себе особенно широкое внимание в после­дние два десятилетия как одна из возможных важнейших характеристик пси­хологической культуры, появившихся в литературе». Конструкты индивидуализма и коллективизма стали очень популярны в кросс-культурной психологии (см. М. Н. Bond & Smith, 1996; Smith & Bond, 1999) и на­чинают оказывать сильное воздействие на социальную психологию. Например, Смит и Бондшироко используют данные конструкты в книге по социальной пси­хологии.

Данные конструк­ты определяются следующими  отличительными признаками:

·        определения Я как не­зависимого (для индивидуализма) или зависимого (для коллективизма),

·        главен­ство личных или внутренних групповых целей, 

·        первоочередное внимание к уста­новкам или нормам как детерминантам социального поведения и важность обмена или общественных отношений (Mills & Clark, 1982).

Кроме того, любая индивидуалистическая или коллективистская культура, ско­рее всего, должна иметь черты, уникальные для нее одной. Например, корейский коллективизм и коллективизм израильского кибуца — это не одно и то же. Триан­дис (Triandis, 1994) дает около 60 признаков, в которых могут отличаться виды коллективизма. Например, горячий спор внутри группы во многих коллективист­ских культурах Восточной Азии, где большое значение придается согласию внут­ри группы, воспринимается как нежелательный, однако такой спор вполне прием­лем в коллективистских культурах Средиземноморья.

2.     Понятия: горизонтальный и вертикальный

Одним из важных признаков, отличающих различные виды индивидуализма и коллективизма, является вертикальное или горизонтальное представление о струк­туре общества. Культуры горизонтального типа подчеркивают равенство; культу­ры вертикального типа делают акцент на иерархии. Таким образом, горизонталь­ный индивидуализм (ГИ) подчеркивает, что «все люди равны», но «каждый чело­век уникален». Вертикальный индивидуализм (ВИ) включает как отношение «обособленный», так и «лучший» по отношению к другим людям, наряду с поня­тием «иной» по отношению к окружающим. Студенты университетов в США не­довольны, когда экспериментатор определяет их, как «средних» (Weldon, 1984), что позволяет предположить, что сами они воспринимают себя выше среднего. Такова тенденция вертикального индивидуализма. Для горизонтального коллек­тивизма (ГК) характерно поглощение Я группой, при этом отсутствует допущение о различном статусе членов группы. Вертикальный же коллективизм (ВК) призна­ет иерархию. Лицо, пользующееся авторитетом внутри группы, имеет более высо­кий статус, чем рядовые члены, включенные в группу. ВК делает особый акцент на принесении в жертву личности ради сохранения группы.

Данные конструкты наиболее важны для понимания культуры поведения как системы общепринятых значений (Triandis, 1994; Triandis, Bontempo, Leung & Hui, 1990). Остановимся на том, какие признаки имеют эти две культуры.

3. Признаки коллективистской культуры.

Коллективистскими  культурами принято считать культуры Кореи, Пакистана, Перу, Тайваня, Колумбии, Венесуэлы, Коста-Рики, Гватемалы, Эквадора, Индонезии, Португалии, Японии, Китая и др. Русскую культуру Хофстед также причисляет к культурам коллективистского типа. В «закрытых» культурах люди должны вести себя в соответствии с групповыми нормами, и нарушение норм строго карается

Коллективи́зм — собирательный термин, характеризующий любую доктрину, которая делает упор на важности и ценности коллектива.  Коллективистская личность возникает в недрах первобытнообщинного строя и проходит следующие стадии:  патриархальную; пролетарскую;  советскую. Сильна значимость коллектива. Коллективистская личность убеждена, что именно власть дает богатство: землю, связи, подданных.  Основной тип личности – аллоцентрики, ориентирующиеся на других людей.  Коллективисты  опираются при принятии решений на мнения других людей и на внешние факторы,  социоцентрические установки в культуре. Коллективистские культуры обладают языками, которые не требуют использования «я» и «вы». Мы – самое распространённое местоимение. Коллективисты иногда неоднозначно относятся к «я». Поэтому часто в такой культуре (пример – советская) распространено: не выделяться, быть таким, как все. Аллоцентрикам свойственна скромность, конформность, приспособленчество.  Они  уделяют больше внимания потребностям окружающих (высшая форма альтруизм). Аллоцентрики (экстравертно направленные личности, которые имеют социальный интерес),  работают хорошо, если они занимаются совместной с другими членами группы работой и если цели их работы поставлены уважаемыми членами группы. В жизни общества аллоцентрики прежде всего воспринимают группы и их взаимоотношения. Вследствии чего с  аллоцентриками легче прийти к согласию, что выгодно власти.  Деятельность аллоцентриков мотивируется факторами социального характера, они склонны скорее изменять себя, чтобы соответствовать окружению, нежели стремиться к изменению окружения. Коллективисты обычно создают долговременные и глубокие отношения, но чаще приходят в замешательство (неуверенность в себе)  Аллоцентрики в процессе обмена с членами группы используют в первую очередь принципы равноправия и потребностей, а не справедливости, но когда речь идет об обмене с теми, кто находится вне данной группы, они используют принцип справедливости. Индивидуальное вознаграждение аллоцентрики ценят низко, но высоко – участие в прибылях. Исходя из этих утверждений, делаем вывод, что при советской власти в нашей стране, скорее всего,  был вертикальный коллективизм.

4. Признаки индивидуалистической культуры. 

Согласно измерениям Г. Хофстеда, культурами индивидуалистического типа яв­ляются культуры США, Австралии, Великобритании, Канады, Нидерландов, Новой Зеландии, Швеции, Бельгии, Дании, Франции, Италии, Ирландии, Германии и др. В «открытых» культурах наблюдается большая терпимость к отклонению поведения индивидов от общепринятых норм.  Люди в индивидуалистических культурах чаще отдают  приоритет своим личным целям  Для них важна личность как самоценность. Различают индивидуалистическую личность античного, буржуазного, индустриального, постиндустриального общества    Индивидуализм максимален в сложных и свободных культурах.  В них развита  значимость личности. В культуре преобладают эгоцентрические установки. Индивидуалистам свойственно создавать недолговечные отношения неглубокого характера. Индивидуа­листические культуры подчеркивают, что люди не зависят от своих групп.

Важнейшей потребностью индивидуалиста становится потребность в свободном самоутверждении при выполнении своего долга и на фоне религиозности. Индивидуальные интересы должны гармонировать с общественными. Общество выступает средой самоутверждения индивида. Приверженность свободе позволяет индивидуалисту, с одной стороны, отказаться от сковывающих патриархальных и религиозных догм, а с другой стороны, оставляет его наедине перед выбором, в котором индивидуалист может рассчитывать только на свое сознание, волю и Бога. Как правило, в странах с преобладанием такой культуры господствует  политическая демократия. Для индивидуалиста развитие идет от простого к сложному, от старого к новому, от известного к неизвестному, т. е. в форме прогресса. Выражением индивидуализации времени является использование часов и сбережение времени («время — деньги»). У индивидуалиста возникает проект — образ своей жизни не как судьбы, а как прогрессивного (карьерного) процесса восхождения от одной вершины к другой, пока жизненная дорога не оборвется со смертью. Индивидуалистические культуры обладают языками, которые требуют использования «я» и «вы». Индивидуалисты настроены весьма положительно по отношению к «я» и «мы» Идиоцентрики склонны иметь весьма высокое мнение о самих себе и заниматься самосовершенствованием ( стремление к самоактуализации). Мотивация идиоцентриков представляет собой факторы личного характера. Они  выбирают цель, которая соответствует их личным потребностям  Идиоцентрики лучше работают по отдельности, чем в качестве членов группы, в первую очередь уделяют внимание личности. Они  в большей степени склонны к лидерству. С идиоцентриками сложнее прийти к согласию ( стремятся отстоять свою позицию) Идиоцентрики в большинстве случаев 

обмена используют принцип справедливости.. Индивидуалисты пытаются прежде всего изменить окружение, а не себя

5. Отрицательные стороны обеих культур.

 К недостаткам коллективизма относятся: авторитаризм и давление на личность Для патриархала развитие идет по кругу (циклами), повторяя из века в век одни и те же состояния, движение вперёд замедлено. Такие культуры отстают в развитии. Коллективистская личность функциональна, т. е. создана для выполнения от века данных общественных функций: отца или матери, пахаря или скотника, землепашца или ткача, воина-защитника и т. п.  Родственные и коллективистские отношения ценились выше политических, правовых, официальных.  Советские коммунисты поставили задачу создать искусственного сверхколлективиста  вместо природного человека, который  подчиняется  правилам коллектива и которым легче управлять.

Индивидуалистические. Александр Зиновьев так характеризует постиндустриального индивидуалиста: «Сверхчеловек — это <...> внутренне упрощенное, рационализированное существо, обладающее средними умственными способностями и контролируемой эмоциональностью, ведущее упорядоченный образ жизни, заботящееся о своем здоровье и комфорте, добросовестно и хорошо работающее, практичное, расчетливое, смолоду думающее об обеспеченной старости, идеологически стандартизированное, но считающее себя при этом существом высшего порядка по отношению к прочему (не западному) человечеству». Формула Гоббса «человек человеку — волк» превращается у постиндустриальных индивидуалистов в формулу «человек человеку — киборг». Учебник социологии учит: «Индивидуалистическая цивилизация и ее тип личности вступили в период своего заката в начале XX века. Маркс, Ницше, Шпенглер, Питирим Сорокин отметили кризис и сфер общества, и экономической формации, и европейской цивилизации».

  Таким образом, ни одна из этих культур не идеальна. Превознося культуру индивидуализма, запад дошёл до  разрушения главной ценности любой культуры: СЕМЬИ. В то же время коллективизм, не ориентирующийся на достижения, успех личности, превращается в тормоз на пути прогресса.

  Некоторые психологи выделяют третий тип личности в культуре: солидарист. Солидаристская личность представляет собой результат конвергенции коллективистского и индивидуалистского типов личности. Солидаристское общество — общество относительно равных возможностей. С одной стороны, у солидариста есть свобода выбора, а с другой стороны, она ограничена законами государства.

III . Исследовательская работа. Практическая часть.

Этапы работы.

1 Знакомство с литературой по теме (список прилагается) и составление таблиц для выделения главных мыслей, чёткого их понимания..

 2 Работы по психологии представляют большую трудность в том плане, что в них очень много профессиональных слов, терминов. Поэтому возникла необходимость составления психологического словаря (Приложение 1).

3 Разнообразие подходов к теме, различие позиций зарубежных и российских исследователей привело к решению составления таблиц по конструкту И/К с разных точек зрения и определением своей позиции. ( Г. Триандис, Г. Хофстеде, У. Ким, К. Каджибаси, В.И. Пищик и др.) (Приложение 2 и 3)

Мы провели анкетирование по методике «Культурно-ценностный дифференциал» (Приложение 4) , обследование по тесту Шварца для взрослых и учащихся (Приложение 5).  Нам было интересно выяснить,  к какой психологической культуре можно отнести  тех, кто сформировался как личность при советской власти и представителей российского нового поколения. Мы осознаём возрастные особенности. Мы понимаем, что 2 разные группы  живут в одной среде, старшая (учителя и родители)  имеет влияние на младшую, и тем более  замеченная  тенденция к изменениям (если она есть) будет иметь вес. Особенность нашей работы и в том, что мы проводим исследование в сельской местности,  а село считается  хранителем традиций.

   Кроме тестирования и анкетирования мы использовали методы наблюдения и беседы, метод сравнения. В результате этого у нас появился слайд 7.  Мы сравнили некоторые позиции культуры советской и постсоветской. Если ранее  существовал в культуре диктат коммунистической партии, то сейчас наши журналисты, писатели и другие работники культуры относительно свободны. Появилось многообразие тем, выборов, но часто это осуществлялось за счёт потери духовности. СМИ перестали быть непререкаемым авторитетом для народа. И если раньше рекламировались  коллективистские  идеи  «…коллективизм – основа нашей жизни»,- говорит герой советского фильма), то сейчас ценностные ориентации носят индивидуалистический характер.

 Конкурсы, олимпиады направлены на то, чтобы выявить лучших, успешных: «Ученик года»,  «Учитель года». Мы утверждаем, что современные СМИ ориентируют нас на индивидуалистическую культуру.

 По результатам теста Шварца и методике «Культурно-ценностный дифференциал» мы пришли к следующим выводам.

В тесте Шварца 75 утверждений.  Мы решили ограничиться двадцатью пятью из разных направлений, которые наиболее верно (на наш взгляд) определяют позиции опрашиваемых. Были обследованы 2 группы: подростки 9 класса (15-16 лет)- 9 человек-  и взрослые (от 27 лет до 63-х )- 11 человек.

Итоги по коллективистским позициям. Из диаграммы ( приложение 3)  видно, что синяя линия (взрослые), занимает  лидирующие позиции. Наиболее сближаются обе группы опрашиваемых в позиции «социальная справедливость».  У взрослых  более выражена социальность: равенство(4,8 – 4,3), справедливость(5,4-4,5); поддержка традиций (5,4-3,9).  Взрослые более обеспокоены, как они выглядят в глазах других: авторитет (5,2-4,5), общественное признание (4,6-4,3), человеческое  достоинство (6,1- 4,6). У них более выражено стремление  к объединению с другими (коллективистские тенденции)- чувство общности (5,7- 4,5),  безопасность нации (4,8- 4,3), преданность (5,1 -4,9), полезность для других (5,5 -3,3), ответственность (5,1- 4,9), исполнительность (4,9 – 4,3), работа на благо других (5,5 – 3,5).  (Приложение5)

Итоги по  позициям индивидуализма. Лидирующей группой в  диаграмме «индивидуализм» оказались подростки, хотя в позиции «новизна» и «независимость»  взрослые показали более высокие результаты. Обе позиции нас не удивили. В последнее время более низкими стали показатели школьников по  позиции «интересы», а второй результат  объясняется особенностями подросткового возраста. У подростков более выражено стремление к успеху: в позиции «богатство» (3,8-3), честолюбие (4,7-3,3), успешный (4,7- 3,5), смелый (4,8 – 3,5), эффективный (4,5 -4). Самоопределение выше: умный  (5,3- 3,7), исследующий (4,4- 3,3). Выше результат и в позиции наслаждение: любят отдохнуть (4,5- 3,4) (приложение 6)

Кросс-культурная анкета считается наиболее сложной для интерпретации. Здесь надо было оценить, насколько это качество выражено у нашего народа. Мы  увидели в диаграмме следующий результат. В первой половине анкеты обозначены показатели положений коллективизма, во второй – индивидуализма. Взрослые оценили: низкие показатели коллективима и высокие- индивидуализма. Т.е. опрошенные увидели тенденцию к росту индивидуализма. Подростки, имея в виду, народ – это взрослые, считают, что 

в нём более выражены коллективистские тенденции. (Приложение 7). Т.е. они увидели сохранение коллективизма в обществе.

  IV. Заключение.

 На основании итогов проведённого тестирования, наблюдения, бесед мы пришли к выводу, что культура России имеет тенденцию изменения от коллективистской в сторону индивидуалистической с сохранением некоторых параметров коллективизма.  Если, по Г. Трандису, «ситуация может менять соотношение коллективизма и индивидуализма в культуре», то сейчас именно такая ситуация. Трудно  согласиться с В. И. Пищиком, что на данном этапе  это  горизонтальный коллективизм. В его основе лежат установки и ценности всеобщего равенства, статусные привилегии не допускаются. Более выражен горизонтальный индивидуализм. Он  предполагает установки и ценности равенства всех людей и одновременно понимание уникальности каждого человека. Следуя логике нашей работы, мы берёмся утверждать, что в нашей стране формируется культура, при которой растёт количество успешных людей. А это значит, что Россия будет развиваться по пути прогресса, взяв всё лучшее из коллективистского прошлого, развивая новую личность, стремящуюся к успеху и самосовершенствованию.

    Мы надеемся продолжить эту работу, чтобы  и далее отслеживать тенденции развития  конструкта индивидуализм/коллективизм.

Литература.

1) Абульханова К. А. Российский менталитет:  кросскультурный

 и типологический подход, 2009 г

2) Избранные психологические произведения.

В 2-х тт. Т. 2. С. 94-232. М., 1983.

3) Коул М. Культурно-историческая психология. М., 1997.

4) Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.

5) Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.

6) Мацумото Д. Психология и культура. 1-е издание, 2003 год, 720 стр.

7) Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.

 Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

8) Психология и культура. / Под. ред. Д. Мацумото. «Питер», 2003.

9) Пищик В.  «Вопросы психологии, 2006 г» «Исследование понятий

КОЛЛЕКТИВИЗМ/ИНДИВИДУАЛИЗМ»

10) Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.1994. 

 

Словарь психологических терминов.

Аллоцентрики – это экстравертно направленные личности, которые имеют социальный интерес

КОНСТРУКТ — понятие современной методологии науки, подчеркивающее активность, конструктивность работы научного сознания при введении в состав концептуальных структур научного знания специфически научных понятий  и соответствующих терминов в языке науки.

Кросс-культурная психология (англ.  cross-cultural psychology) — область психологии, занимающаяся изучением закономерностей развития и функционирования психики в контексте обусловленности её формирования социальными,культурными и экологическими факторами.  Занимается выявлением как универсальных, так и специфическихособенностей психического развития, а также описывающих их теории.

Коллективи́зм — собирательный термин, характеризующий любую доктрину, которая делает упор на важности и ценности коллектива. Противоположностью коллективизма является  индивидуализм .

 Итоги  тестирования  взрослых и подростков 

Конструкт КОЛЛЕКТИВИЗМ Рисунок 1

 

В тесте Шварца 75 утверждений.  Мы решили ограничиться двадцатью пятью из разных направлений, которые наиболее верно (на наш взгляд) определяют позиции опрашиваемых.

Были обследованы 2 группы: подростки 9 класса (15-16 лет)- 9 человек-  и взрослые (от 27 лет до 63-х )- 11 человек.

Из диаграммы ( приложение 3)  видно, что синяя линия (взрослые), занимает  лидирующие позиции. Наиболее сближаются обе группы опрашиваемых в позиции «социальная справедливость».  У взрослых  более выражены социальность: равенство(4,8 – 4,3), справедливость(5,4-4,5); поддержка традиций (5,4-3,9).  Взрослые более обеспокоены, как они выглядят в глазах других: авторитет (5,2-4,5), общественное признание (4,6-4,3), человеческое  достоинство (6,1- 4,6). У них более выражено стремление  к объединению с другими (коллективистские тенденции)- чувство общности (5,7- 4,5),  безопасность нации (4,8- 4,3), преданность (5,1 -4,9), полезность для других (5,5 -3,3), ответственность (5,1- 4,9), исполнительность (4,9 – 4,3), работа на благо других (5,5 – 3,5).

Конструкт ИНДИВИДУАЛИЗМ  Рисунок 2

  

Лидирующей группой в  диаграмме «индивидуализм» оказались подростки, хотя в позиции «новизна» и «независимость»  взрослые показали более высокие результаты. Обе позиции нас не удивили. В последнее время более низкими стали показатели школьников по  позиции «интересы», а второй результат  объясняется особенностями подросткового возраста. У подростков более выражено стремление к успеху: в позиции «богатство» (3,8-3), честолюбие (4,7-3,3), успешный (4,7- 3,5), смелый (4,8 – 3,5), эффективный (4,5 -4). Самоопределение: умный  (5,3- 3,7), исследующий (4,4- 3,3). Выше результат и в позиции наслаждение: любят отдохнуть (4,5- 3,4)

Итоги кросс-культурной анкеты  Рисунок 3

 

Кросс-культурная анкета считается наиболее сложной для интерпретации. Здесь надо было оценить, насколько это качество выражено у нашего народа.

 Мы  увидели в диаграмме следующий результат. В первой половине анкеты обозначены показатели положений коллективизма, во второй – индивидуализма. Взрослые оценили: низкие показатели коллективима и высокие- индивидуализма. Подростки, имея в виду: народ – это взрослые, считают, что в нём более выражены коллективистские тенденции.

 Степаненкова Варвара

 

 

Поиск по сайту

Яндекс.Метрика